Russian Belarusian Chinese (Simplified) English French German

logo

Адрес: 213809 г. Бобруйск, ул. Пушкина, 215а

Телефон приемной: 8 (0225) 74-99-41

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Режим работы: понедельник-пятница с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00

Защита прав потребителей

МАРТ рекомендует потребителям не передавать свои мобильные телефоны незнакомым людям

О правах потребителей

Потребитель – гражданин, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд.

Любой потребитель имеет право на:

  • государственную защиту своих интересов;
  • надлежащее качество товаров;
  • безопасность товаров;
  • полную и достоверную информацию о товарах;
  • возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;
  • обращение в суд или другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;
  • создание общественных объединений потребителей.

Государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, специально уполномоченные на то органы, а также суд.

Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о нарушении их прав, предусмотренным законодательными актами о защите прав потребителей.

Моральный ущерб, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины.

По поручению потребителей общественные организации потребителей вправе обращаться с претензией к продавцу (изготовителю, исполнителю) об устранении нарушений и возмещении потребителям причиненного этим нарушением ущерба.

Общественные организации потребителей в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», вправе предъявлять иски в суд в интересах потребителей в случае нарушения их прав.

Если Вы выбираете товар...

Потребитель имеет право на свободный выбор товаров.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан предоставить потребителю информацию о:

  • наименовании и принадлежности своего предприятия;
  • цене;
  • потребительских свойствах интересующих его товаров (а в отношении продуктов питания также - о составе, энергетической ценности, наличии вредных для здоровья веществ);
  • условиях приобретения товаров;
  • гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий;
  • способах и правилах использования товаров, их хранения и безопасной утилизации;
  • другую информацию, обеспечивающую возможность компетентного выбора товара, его хранения и использования;
  • правилах торговли товарами, реализуемыми предприятием.

На продовольственных товарах, лекарствах, средствах косметики и др. продукции (их упаковке), потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должны указываться дата изготовления, срок годности или реализации.

Все импортные товары должны сопровождаться аннотацией (инструкцией) на русском или белорусском языке.

Качество и безопасности реализуемых товаров легкой промышленности

Если Вы покупаете товар…

Потребитель имеет право на проверку работоспособности, комплектности, веса, меры и цены приобретаемых товаров. Продавец (исполнитель) обязан предоставить ему необходимые контрольно-измерительные приборы, документы о цене товаров, а также ознакомить с правильным и безопасным их использованием.

Продавец обязан вместе с проданным товаром выдать кассовый чек (товарный чек), а на товары с установленными гарантийными сроками – надлежаще оформленный технический паспорт или иной заменяющий его документ.

Если Вы купили некачественный товар…

Потребитель в течение 12 месяцев с момента приобретения товара, а если на товар установлен гарантийный срок, в течение этого срока, имеет право по своему выбору на:

  • безвозмездное устранение недостатков;
  • возмещение своих расходов по устранению недостатков;
  • соразмерное уменьшение покупной цены;
  • замену товара;
  • расторжение договора и возмещение понесенных убытков;

Требование потребителя о замене товара ненадлежащего качества подлежит удовлетворению незамедлительно, а в случае необходимости его проверки – в течение 14 дней со дня предъявления требования.

Если товар данной модели (марки, типа, артикула и т.п.) отсутствует у продавца в течение двухмесячного срока с момента заявления потребителя, продавец обязан предоставить аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и т. п.).

В случае, если потребитель потребовал безвозмездного устранения недостатков в товаре, они должны быть устранены в течение 14 дней со дня предъявления требования.

Нарушение срока устранения недостатков в товаре или его замены (ремонта), обязывает продавца уплатить неустойку в размере одного процента стоимости товара (работы, услуги) за каждый день просрочки.

При заявлении требования о расторжении договора (возврат товара продавцу) расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены исходя из стоимости на момент расторжения договора, а при снижении цены – из стоимости товара на момент покупки. В случае невозможности установления цены недоброкачественного товара при его обмене или расторжении договора она определяется по соглашению сторон, а при наличии спора – в судебном порядке.

Доставка товаров весом более 10 килограммов продавцу (изготовителю) для ремонта, уценки, замены и возврат товаров осуществляется силами и средствами продавца (изготовителя), либо потребителю возмещаются расходы по доставке.

Если Вы купили товар надлежащего качества, но…

Если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем, Вы вправе в течение 14 дней, не считая дня продажи, обменять товар на аналогичный в торговом предприятии, где он был приобретен.

Обмен такого товара производится, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также кассовый чек (товарный чек), выданный потребителю вместе с проданным товаром и он не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену.

Если аналогичный товар отсутствует в продаже, в момент обращения потребителя, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной суммы.

О гарантийных обязательствах…

Гарантийный срок исчисляется со дня продажи товара (со дня принятия работы, услуги потребителем) или со дня его выпуска, если дата продажи неизвестна.

Для сезонных товаров (одежды, обуви, меховых изделий, и др.) сроки предъявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона: с 1 апреля – товаров летнего ассортимента и с 1 октября – товаров осенне-зимнего ассортимента.

Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – соответственно с 1 марта и 15 сентября, летней – с 1 мая. Гарантийный срок на изделия из натурального меха – 12 месяцев со дня покупки. В этот срок не включается время перерыва пользования изделием, связанное с наступлением другого сезона.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня замены.

Гарантийный срок эксплуатации товара продлевается на время, в течение которого товар не мог быть использован потребителем.

Запрещается реализация продовольственных товаров, срок годности которых истек.

Защита прав потребителей

С 16 января 2009 года в силу вступил закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей».

Внесенные изменения расширяют сферу действия закона о защите прав потребителей. Закон предусматривает дополнительную защиту прав и законных интересов потребителей.

Нововведения в законе:

– предусматривается ответственность гарантийных мастерских перед потребителем за качество и сроки выполнения работ;

– перед потребителем товара ответственны не только продавцы, исполнители и изготовители, но и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, реализующие товары населению: ремесленники, лица, торгующие на рынках и иных местах не более 60 дней в году, лица, оказывающие услуги агроэкотуризма;

– предусматривается ответственность импортера и дилера за качество ввезенного иностранного товара (по истечении срока предъявления претензий к продавцу потребитель может требовать от импортера или дилера замены или ремонта некачественного товара. Если же они не могут выполнить такие требования, то потребитель вправе требовать возврата уплаченных денег.);

– при реализации товара через интернет-магазин на сайте в обязательном порядке должна размещаться информация об изготовителе, основных потребительских свойствах, гарантийных сроках, цене и условиях оплаты товаров, сроках и условиях доставки товаров;

– закреплено право потребителя на возврат некачественного товара без потребительской тары;

– потребитель имеет право по своему выбору на обмен или возврат качественного товара (если он не был в употреблении, сохранены его потребительские качества и имеются доказательства приобретения его у данного продавца) в течение 14 дней с момента покупки;

– гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики

Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь.

Все прежние права потребителя сохранены в полном объеме.

В помощь потребителю

Порядок и этапы предъявления потребителями требований продавцу, если продан товар ненадлежащего качества

Каковы действия потребителя, если ему продан товар ненадлежащего качества?

Первоначально необходимо обратиться к продавцу, у которого был приобретен товар. Не исключена возможность и того, что продавец (изготовитель) товара дорожит своей репутацией, и все ваши проблемы будут решены по устному заявлению. Если же продавец (изготовитель) не торопится решить ваш вопрос лучше всего все свои требования изложить письменно в виде претензии. Претензия должна содержать:

– наименование организации, индивидуального предпринимателя, которым направляется претензия; 

– фамилия, имя, отчество гражданина, данные о месте жительства; 

– изложение сути претензии (когда, где и что было вами приобретено; по какой цене; чем вы это можете подтвердить; недостатки товара); 

– требования, предъявляемые продавцу (изготовителю). Согласно статье 19 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены товара;

– бесплатного ремонта, возмещения расходов по ремонту; возврата денег за некачественный товар. Потребитель сам выбирает требование, которое он вправе предъявить продавцу (изготовителю). Кроме того, согласно Закону потребитель вправе потребовать возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества;

– дата, подпись.

Как правильно вручить претензию продавцу (изготовителю)?

Можно отправить претензию по почте заказным письмом или с уведомлением о вручении на юридический адрес продавца (изготовителя). Для этого необходимо точно знать наименование той организации, у которой потребитель приобрел товар ненадлежащего качества, и ее юридический адрес. Юридический адрес организации может совпадать с адресом магазина или филиала продавца (изготовителя) товара. Некоторые торговые предприятия продавца (изготовителя) товара имеют несколько магазинов, однако юридический адрес у них один.

Претензию потребитель также может оставить в книге замечаний и предложений, которая должна находиться в каждом торговом объекте.

Желательно иметь копию претензии на тот случай, если продавец (изготовитель) не удовлетворит требования потребителя, либо удовлетворит ее частично. Копия претензии, а также документы, подтверждающие факт получения продавцом (изготовителем) претензии, понадобятся при обращении в суд.

Каковы действия потребителя в случае, если претензия к продавцу (изготовителю) осталась без рассмотрения либо результаты ее рассмотрения не устраивают потребителя?

Согласно Закону потребители имеют право на государственную и общественную защиту своих интересов.

Защита прав потребителей в Республике Беларусь осуществляется в досудебном и судебном порядке.

В досудебном порядке потребитель может обратиться для защиты своих прав с обращением в государственные органы либо общественные объединения.

Куда обратиться за помощью по вопросам защиты прав потребителей?

Общество защиты прав потребителей:
Песоцкая Наталья Васильевна – тел. 72-04-56

Уполномоченный по защите прав потребителей Бобруйского райисполкома:
тел. 72-05-51

ЗанятостьТуризм и отдых Лицензирование Туристическая карта Бобруйского района Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
© 2013 г. Бобруйский районный исполнительный комитет
Разработка и поддержка: КУП «МОЦИС», г. Могилев.